Древние зеркала хранятся в музее Алтайского госуниверситета

Древние зеркала хранятся в музее Алтайского госуниверситета />
Самые древние представленные здесь экспонаты скифских времен. Есть
гипотеза, что у зеркал есть память. Если она верна, представляете,
сколько интересного могут рассказать медные и бронзовые зеркала, которыехранятся  в
археологическом музее Алтайского госуниверситета.

Символ истины

Самые
древние представленные здесь зеркала – скифские. В них смотрелись
женщины в 7-6 веках до нашей эры. Удивительное чувство испытываешь,
когда видишь их и даже можешь чуть-чуть прикоснуться. Это зеркала
диаметром от 5 до 15 сантиметров, с бортиками по кругу, петелькой в
центре с обратной стороны. Археологи рассказывают, что зеркала из
металла были необходимой вещью для людей скифского времени. Возможно,
каждая женщина имела свое собственное зеркало.

При этом бронзовые круги с петельками могли быть и сакральными предметами.

Древние зеркала хранятся в музее Алтайского госуниверситета

Модницы скифского времени

Женщины
скифского времени любили выглядеть привлекательно. Найденные в
погребениях заколки свидетельствуют, что красавицы делали себе пышные и
затейливые прически. В погребениях также археологами обнаружены
косметические принадлежности, гребни, серьги, дорогие привозные вещи —
ожерелья из стеклянных и каменных бусин с востока, ткани из тончайшего
китайского шелка.

Роскошь из Поднебесной

Рядом со скифскими
зеркалами в музее представлены и зеркала средневековья. Некоторые из
найденных экспонатов сделаны в Китае, а часть — местные подделки под
китайские. Зеркала из Поднебесной в средневековье очень ценились,
поэтому часто пользовались лишь фрагментом изделия.

Один из таких
кусочков, представленных в музее, был найден в могильнике скифского
времени у села Фирсово (Первомайский район Алтайского края), такие же
находили и в пазырыкских курганах. Анализ показал, что зеркала выполнены
из типичного для китайских ремесленных изделий сплава: медь, олово,
свинец. Изделия из него твердые с характерным цветом.

Культовые погремушки

В алтайских курганах археологи госуниверситета находили и удивительные зеркала-погремушки.

Эти
круглые зеркала состояли из двух частей – задней рельефной и передней
гладкой, отшлифованной до зеркальности. Между собой эти бронзовые диски
соединялись семью аккуратными клепками, а внутри мастера помещали
кусочки олова или свинца, которые приятно побрякивали.

Первое
зеркало-погремушка найдено в пазырыкском кургане знаменитым ученым
Сергеем Ивановичем Руденко в 1947 году и сейчас находится в Эрмитаже.
Характер изображений и способ их расположения не позволяет ученым
усомниться, что эти вещи производились в Индии или Бактрии и имели
сугубо культовый характер. Оттуда в V-III веках до нашей эры они
попадали к кочевникам Горного Алтая.

Что бы это значило


Археологи до сих пор разгадывают изображения на бронзовых китайских
зеркалах. На них иногда изображались любимые популярные игры, побасенки и
даже сказки, — рассказывает археолог Наталья Кунгурова. — Зеркала были
не только предметом индивидуального туалета и косметики, но и подарком
для пожелания хорошего настроения и как знак внимания.

К примеру, на
зеркалах изображали игру в мяч. Оказывается, это была любимая всеми и
очень популярная игра в аристократических кругах.

— Игру с волосяным
мячом, сшитым из шести кусочков кожи, похожую на футбол, якобы,
письменные источники фиксируют с периода эпохи Воюющих царств, то есть
грубо с 4-3 веков до нашей эры, — рассказывают исследователи. — Однако,
помимо письменных упоминаний в праздничных отчетах чиновников о расходах
на «кикбол», достаточно достоверные изображения этой игры появляются
лишь во время династии Южная Сун и именно на бронзовых зеркалах.

Эта
игра, по словам Кунгуровой, являлась привилегией знати, в нее играли и
женщины, о чем свидетельствуют изображения на зеркалах.

Древние зеркала хранятся в музее Алтайского госуниверситета

Зеркало с притчей

На
обломке зеркала, хранящемся в Минусинском музее, есть изображение,
иллюстрирующее предание о встрече Конфуция с легендарным мудрецом Жун
Ци-ци во время правления тайского императора Сюань-цзуна. Событие
повествует о трех поводах для веселья.

Вот выдержка из трактата «Ле-цзы»:


Когда Конфуций странствовал по горе Тайшань, он увидел Жуна Ци-ци,
который бродил по равнине в одеждах из шкур, подпоясанный простой
веревкой, и напевал песню, подыгрывая себе на лютне.
— Уважаемый, отчего вы так веселитесь? — спросил его Конфуций.

О, у меня есть много причин для веселья! — ответил Жун Ци-ци. — Среди
всех вещей в этом мире человек — самое драгоценное, а я имею счастье
родиться человеком. Вот первая причина для веселья! Из двух полов
мужчины ценятся выше, чем женщины, а я имею счастье родиться мужчиной.
Вот вторая причина для веселья! Среди родившихся на этот свет многие не
живут и дня или месяца и никогда не выходят из пеленок, а я уже прожил
девяносто лет. Вот моя третья причина для веселья! Для всех людей
бедность — это судьба, а смерть — конец существования. Я принимаю свою
судьбу и спокойно ожидаю конца, о чем же мне беспокоиться?
— Прекрасно! — воскликнул Конфуций. — Вот человек, знающий, как быть довольным в этом мире.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2017-07-23-106615