Ученые проследили как раскаляется корона Солнца

Ученые из Физического института РАН, используя данные с трагически погибшего спутника «Коронас-Фотон», проследили, как корона Солнца разогревается до нескольких миллионов градусов, говорится в статье в Astrophysical Journal.
Высокая температура короны — самого верхнего слоя солнечной атмосферы — до сих пор остается загадкой для астрофизиков. Нижележащие слои Солнца — хромосфера и фотосфера — разогреты до десяти тысяч градусов Кельвина. В пограничном слое между короной и фотосферой толщиной в несколько километров температура резко увеличивается в сотни тысяч раз и достигает миллионов градусов Кельвина. Полноценного объяснения этого феномена, не вызывающего сомнений у большинства ученых, пока не существует.
Для раскрытия тайны в 2009 году был выведен зонд «Коронас-Фотон» – первая полностью российская солнечная обсерватория, построенная специально для наблюдений за процессами в короне Солнца и ее окрестностях, рассказывают Сергей Богачев и Алексей Кириченко из Физического института РАН в Москве.
«Коронас-Фотон» проработал на орбите всего 278 дней и вышел из строя в конце декабря 2009 года из-за конструктивных дефектов, препятствовавших нормальной перезарядке батарей зонда и одновременной работе его научных инструментов. Несмотря на это, солнечная обсерватория смогла собрать достаточно данных, чтобы физики смогли проследить за тем, как нагревается материя Солнца во время микровспышек на его поверхности.
В общей сложности телескоп смог увидеть примерно 480 слабейших вспышек класса А0.1, измерить их спектр и температуру Солнца в тот момент, когда они возникали на поверхности светила, отмечает пресс-служба Российского научного фонда.
Как показали эти наблюдения, даже самые слабые вспышки выделяли достаточное количество энергии для того, чтобы разогреть материю короны до 3-4 миллионов градусов Кельвина, что раньше считалось невозможным. Изучив самые слабые вспышки, Богачев и Кириченко пришли к выводу, что их энергию нужно уменьшить на три порядка для того, чтобы они перестали нагревать атмосферу Солнца. Вдобавок исследователи обнаружили, что слабые вспышки взаимодействуют с короной не так, как это делают более их мощные «кузены» класса А1 и выше.
Так как слабые вспышки возникают на поверхности светила практически постоянно, можно говорить о том, что вспышки на поверхности Солнца могут быть главным механизмом разогрева короны
Точный ответ на этот вопрос можно будет получить только после запуска наследника «Коронас-Фотона», зонда «Арка», который сейчас создается ФИАН и НПО имени Лавочкина. По словам ученых, он сможет видеть вспышки на Солнце в 20 раз лучше, чем его предшественник, что позволит наблюдать самые слабые из них.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2017-07-11-106253