Тайна ассирийских

Тайна ассирийских
В древние времена, ассирийская армия использовала для захвата крепостей «Осадные танки», которые по своему виду очень похожи на самодвижущиеся, хотя ученые везде пишут о том, что использовалась тягловая сила лошадей, только вот никаких лошадей на барельефах, где можно увидеть эти танки совсем нет.

Тайна ассирийских

Вот, что об этом пишут ученые: статья из книги Носова К.С. «Осадная техника Античности и Средневековья».

Начиная с правления Тиглатпаласара I (1115-1076 гг до н.э.) Ассирия становится
самым мощным в военном отношении государством на Ближнем Востоке. Эту
позицию Ассирия удерживала на протяжении пяти веков – с конца XII по
конец VII веков до н.э.

Тайна ассирийских

Но еще до этого, во времена правления Шамши-Адада I (1813 – 1781 гг.
до н.э.), Ассирия, вернее, тогда еще город-государство Ашшур, испытала
кратковременный взлет, достигнув могущества, не уступавшего Вавилонии.
Сыновья Шамши-Адада I не смогли сохранить независимость государства и в
1757 г. до н.э. признали власть Вавилонии. Но для нас самое важное то,
что от правления одного из этих сыновей, Ишме-Дагана I (1797 – 1757 гг.
до н.э.), сохранились документы с описаниями осадных методов того
времени. Эти документы, датируемые XVIII веком до н.э., были найдены в
городе Мари, в верхнем течении Евфрата, и являются первыми письменными
источниками по применению таранов, осадных башен, подкопов и земляных
насыпей.

В одном из этих документов говорится о применении осадных башен и
таранов: «…я повернул и осадил [город] Хурару. Я направил против него
осадные башни и тараны и на седьмой день я захватил его. Будьте
довольны!». Второй документ сообщает об успешном применении подкопа:
«Как только я подошел к городу Кирхадат, я установил осадные башни. С
помощью подкопа я вызвал обвал стен. На восьмой день я захватил город
Кирхадат. Радуйтесь». Еще в одном месте упоминается о строительстве
земляной насыпи: «Город Нилиммар, который Ишме-Даган осаждал, Ишме-Даган
теперь взял. До тех пор пока осадные насыпи не достигли верха городской
стены, он не мог захватить город. Как только осадные насыпи достигли
верха городской стены, он получил власть над городом».

Тайна ассирийских

Эти методы осады Ишме-Даган I скорее всего узнал от своего отца,
Шамши-Адада I, который провел некоторое время в Вавилоне и мог там
изучить осадное искусство вавилонян. Но так как не сохранилось никаких
изображений осад в Месопотамии того времени, применение описываемой
осадной техники не вполне ясно. Например, не понятно, подкоп вели под
землей или же стены разрушали непосредственно у основания с помощью
кирок и других орудий. Последнее более вероятно, учитывая частое
строительство стен из кирпича-сырца и применение подобной техники еще
египтянами, в то время как проведение подземного подкопа требует
огромных знаний и опыта.

Не ясно и применение осадных башен. Судя по описанию, в данном случае
башни использовались не для штурма стен с помощью перекидного мостика,
а, скорее, для создания огневого прикрытия, облегчавшего действие
саперов.

Значительно больше сведений об осадном искусстве ассирийцев
сохранилось от IX – VII веков до н.э. К этому времени относятся многие
дошедшие до нас барельефы с изображением осад и осадной техники.
Ассирийская империя в это время была на вершине своего могущества.
Наиболее искусны ассирийцы были в военном деле и в первую очередь в
искусстве осад, которое стало ключевым в их завоевательных походах и
управлении империей. Предполагают, что многие осадные сооружения были
заимствованы ими у шумеров, но ассирийцы, подобно римлянам, превзошли
изобретателей техники в организации ее применения.

Ассирийские тараны IX века, судя по барельефам Ашшурнасирпала II
(883-859 гг.д.н.э.), представляли собой массивные сооружения на шести
колесах. Деревянный каркас имел около 5 м в длину и 2-3 м в высоту. В
передней части тарана располагалась башенка высотой еще около трех
метров. Башенка заканчивалась сводчатой крышей или парапетом и имела
бойницы для лучников. Для защиты от огня тараны покрывали мокрыми
шкурами. Собственно таран представлял собой бревно с металлическим
уплощенным наконечником, которое подвешивалось на веревках к крыше
каркаса и раскачивалось подобно маятнику. Узким наконечником было удобно
атаковать стыки между каменными плитами стены, расшатывая кладку.
Башенка служила для создания огневого прикрытия, которое должно было
прогнать защитников со стены и не дать им помешать действию тарана. Вес
таких таранов, безусловно, был значительным. Предполагают, что сзади у
них имелись шесты, к которым привязывали тягловых животных для их
передвижения. Позднее ассирийские цари предпочитали жертвовать весом в
пользу мобильности.

Уже при Салманасаре III (858 – 824 гг. до н.э.) таран облегчили и
поставили только на четыре колеса. Судя по изображению на Воротах
Салманасара III (рис. 3), существовала модель вообще без тарана-шеста, в
виде повозки с заостренным носом, напоминающим голову быка. Повозку,
вероятно, нагружали камнями или землей и, разгоняя, направляли в стену
или ворота. Позади повозки находились лучники, прикрывавшие своим огнем
действия тарана. Несколько лучников можно видеть и в самой повозке.
Однако такая конструкция тарана была явно слабее маятникового типа с
шестом и поэтому быстро вышла из употребления – в дальнейшем изображения
таких таранов уже не встречаются.

Тайна ассирийских

Рис. 1. Таран на шести колесах времен Ашшурнасирпала II (IX век до н.э.).

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2017-05-22-104646