Манипулятивные технологии

Манипулятивные технологии
Совокупность приемов манипулятивного воздействия, можно свести к нескольким группам: 1) целенаправленное преобразование информации; 2) сокрытие воздействия; 3) средства принуждения; 4) мишени воздействия; 5) роботизация. 

1. Целенаправленное преобразование информации 

Все многообразие приемов оперирования информацией можно сгруппировать по следующим параметрам: 
– искажение информации – от откровенной лжи до подтасовки фактов; 
– утаивание информации – умолчание/сокрытие определенных тем, частичная/избирательная подача материала; 
– способ подачи информации – обилие информации в сыром и/или несистематизированном виде (осложняет поиски смысла), мелкие порции информации (не позволяют эффективно пользоваться ею), особая компоновка тем (подводит к однозначным выводам); 
– момент подачи информации – показ в наиболее удобное/ неудобное для телезрителей время, использование определенного порядка в постановке вопросов на голосование или в обсуждении пунктов повестки дня; 
– подпороговая подача информации – смена музыкальной темы в фонограмме в тот момент, когда необходимо обратить внимание аудитории на определенные слова диктора. 

2. Сокрытие воздействия 

Стремление сохранить в секрете факт манипуляции способствовало возникновению зрительного и слухового подпорогового воздействия. Наличие такого воздействия можно обнаружить только с помощью специальной аппаратуры. В случае, когда манипулятор неосознанно скрывает факт воздействия, его можно извинить, но при этом следует помнить, что наивный вариант воздействия выглядит более естественно и действует сильнее. 

3. Средства принуждения 

К ним разные авторы относят применение силы/власти или скрытого/явного принуждения, создание ситуации неотразимости силового давления, проявление сильной или слабой позиции. Например, слабая позиция характерна для того начальника, который использует «перевес по должности», и для того подчиненного, который вступает по отношению к начальнику в открытую конфронтацию. 

4. Мишени воздействия 

Под термином «мишень воздействия» Е.Л. Доценко (2003) понимает те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия, независимо от того, имел ли он такое намерение или нет. 

Мишенью психологического воздействия, по мнению разных авторов, выступают низменные влечения и агрессивные устремления человека. Например, секс, чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас/него, неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши и т. п. При этом манипуляторы предпочитают эксплуатировать базисные потребности в пище, безопасности, чувстве общности и т. д. Для воздействия на большую аудиторию манипулятор выбирает такие универсальные мишени, как гордость, стремление к удовольствию, комфорту, семейному уюту, потребность в известности, в продвижении по службе и т. д., а при воздействии на небольшую аудиторию – точно подобранные, специализированные мишени. 

К «продвинутому» способу манипулирования относится предварительное изготовление мнений и желаний, закрепление их в массовом сознании или представлениях конкретного человека с последующим обращением к ним. Например, создание мифа о заботливом президенте, респектабельности компании, убеждение партнера в том, что ему хотят помочь, что ему угрожает опасность и т. д. 

5. Роботизация 

Роботоподобность, по мнению ряда авторов, проявляется в том, что объекты манипулятивной обработки превращаются в марионеток. Их действия программируются СМИ, организацией, партнерами по общению и т. д. При этом манипулятивное воздействие направляется не только на создание стереотипов поведения, но и унификацию способов мышления, оценки, реагирования у целых народов. Такое программирование характерно для всех типов общественного устройства, воспринимается как закон человеческого сосуществования, но ведет к деиндивидуализации и деперсонификации людей, к превращению их в роботоподобные объекты манипулирования.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2016-12-27-99750




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.